Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел направил мэру Одессы Алексею Костусеву письмо с просьбой запретить театрализованную постановку "Распятия Христа", которую ее организаторы хотят провести 3 мая возле здания городского Археологического музея.

Текст письма опубликован на официальном сайте Одесской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, сообщает "Интерфакс".

Акция названа там "кощунственной".

"По сообщениям средств массовой информации, в Одессе, у здания Археологического музея 3 мая сего года, в Страстную пятницу - день, когда Господь наш Иисус Христос принес искупительную жертву за грехи человечества, готовится проведение сектантами некоего театрализованного "спектакля", во время которого будет разыграно "распятие" Спасителя.

Подобное действо, тем более предпринимаемое в священный для каждого христианина день, является попыткой грубого и циничного оскорбления религиозных чувств верующих людей, публичного глумления над святыми для всех нас событиями Евангельской истории", - говорится в письме Агафангела.

По его словам, планы по проведению театрализованной постановки на религиозную тему вызвали возмущение и протест у православных жителей Одессы.

"В Одесское епархиальное управление и на электронный адрес Одесской епархии Украинской православной церкви поступают многочисленные обращения общественных организаций, представителей интеллигенции и широкой общественности, верующих одесситов с просьбой ко мне как правящему архиерею Одесской епархии обратиться к городской власти с призывом пресечь готовящееся кощунственное действо, остановить беззаконие, защитить религиозные чувства православного населения Одессы", - сказано в обращении Агафангела.

"Учитывая, что планируемая на 3 мая провокация может глубоко оскорбить православных одесситов, вызвать серьезный конфликт и противостояние на религиозной почве, нарушить традиционный для Одессы межконфессиональный мир, прошу Вас, глубокоуважаемый Алексей Алексеевич, запретить проведение данного богохульного мероприятия не только в историческом центре города, но и в любых общественных местах: улицах, площадях, парках и т.п.", - подчеркивает митрополит.

Тем не менее организаторы театрализованного действа уже разместили анонсы в соцсетях. Они приглашают присоединиться к спектаклю всех желающих: при наличии костюма это бесплатно. В постановке намерены принять участие студенты театрального училища и клубы исторической реконструкции.

Между тем надо полагать, что организаторы постановки в Одессе и не думали сотворить что-то непотребное на Страстной неделе. Так что возмущение представителей Церкви и верующих основано, скорее всего, на незнании истории европейской культуры.

В Западной Европе костюмированные представления и музыкальные постановки на тему Страстей Господних являлись широко распространенными и ведут свою историю из древности.

"Пассионы" (от латинского passio - страдание) - это одна из самых ранних форм сакрального христианского действа. Своеобразные спектакли, представляющие земной путь Спасителя, распятие и Воскресение, появившиеся еще в III - IV веке.

Во Франции для представления Мистерии Страстей (Mystère de la Passion) было создано Парижское братство Страстей Господних (Confrèrie de la Passion), оказавшее большое влияние на европейское драматическое искусство и даже получившее в 1402 году некоторые привилегии от короля Карла VI. Представление, исполнявшееся в течение четырех дней, включало не только картины Страстей Христовых, но и рассказ о всей жизни Иисуса. Органист Собора Парижской богоматери Арно Гребан переработал Mystère de la Passion для спектакля в Абвиле (1455). Позднее драматург Жан Мишель, скончавшийся в 1495 году, существенно дополнил текст мистерии.

Большинство постановок "пассионов" до наших дней не дошли. Но есть исключение. Одну из них и сегодня можно увидеть в баварском городке Обераммергау, расположенном между Мюнхеном и Гармиш-Партенкирхеном. Правда, возможно это только один раз в десять лет. Такова традиция.

Этой мистерии предшествует своя история, о которой рассказал сайт DW-World.

В 1633 году Европа была охвачена войной и чумой. Эпидемии выкашивали целые города и деревни. Первые признаки смертельной болезни замечены у рабочего-поденщика в Обераммергау. Жители дают обет: если смерть на сей раз обойдет деревню стороной, то раз в десять лет они будут ставить и исполнять "Страсти Христовы" - "Пассионы". В 1634 году состоялось первое представление. Тогда играли над могилами жертв эпидемии чумы на окраине деревни. Сегодня посмотреть действо, в котором жители городка представляют последние дни жизни Христа съезжаются до полумиллиона человек со всего света.

Сначала это было всего лишь локальное мероприятие. Но в XVIII веке упорство местных жителей, устраивавших спектакль каждые десять лет и участвовавших в нем действительно полным составом, от мала до велика, привлекло к себе общегерманское внимание. В XIX веке в Обераммергау потянулись первые паломники из других стран. А в наши дни про "страстной сезон" в Обераммергау, который продолжается с мая по октябрь знают во всем мире.

К "пассионному" году жители городка готовятся заранее. За 12 месяцев до премьеры распределяются роли. Две тысячи жителей изображают толпу иудеев, римских воинов, детей, приветствующих Иисуса. В конце действа все они сливаются в дружном хоре, славящем воскресшего Спасителя.

Один из местных жителей рассказал, что уже пятый раз участвует в спектакле.

"Три раза я был одним из торговцев, которых Иисус изгоняет из храма, и два раза - фарисеем", - приводит DW-World слова симпатичного бородача средних лет. Мужское население Обераммергау стремится заполучить роли римских солдат, потому что римлянам можно бриться. Остальным артистам до конца "страстного сезона" путь в парикмахерскую заказан: волосы и бороды должны иметь аутентичную длину и вид. Хорошенькие барышни рвутся в Марии Магдалины. Иные деревенские династии уже в течение трех веков "поставляют" Пилатов или Петров, и считают эти роли чуть ли не собственностью семьи.

Те, кто не занят в спектакле, участвует в изготовлении декораций и костюмов. Необходимость музыкального сопровождения спектакля привела к тому, что в пятитысячной деревне есть два оркестра (симфонический и духовой), три хора (два взрослых и один детский), а также камерный ансамбль старинных инструментов.

Согласно "пассионному кодексу", утвержденному еще в XVIII веке, в спектакле имеют право участвовать только те, кто родился в деревне, и те, кто живет здесь не менее двадцати лет. Из этих же рядов должны рекрутироваться и постановщики. Двадцать лет назад Обераммергау породила собственного гения режиссуры: Кристиан Штюкль зарекомендовал себя как мастер монументальной постановки с элементами актерского театра.

Всего в "пассионе" насчитывается 130 разговорных ролей, из которых наиболее "престижные" - Иисус, Мария, Мария Магдалина, Иоанн и Иуда. Роль Иисуса последний раз была доверена 29-летнему Фредерику Майету. На протяжении нескольких месяцев ему предстояло нелегкое испытание. "Когда объявили, что я выбран на роль Иисуса, я сперва был поражен. Но дня через два-три, когда эйфория улеглась, я осознал, какая это гигантская нагрузка и ответственность", - рассказал Фредерик. Готовясь к роли, он не только посетил Израиль, но и съездил в "рекламную поездку" по Соединенным Штатам, ведь именно оттуда приезжает значительная часть платежеспособной публики.

Как рассказывают в местном турбюро, экономический кризис докатился и до Обераммергау: если в прежние годы здешние билеты было получить не проще, чем на вагнеровский фестиваль в Байройте, то теперь в год постановки (она была в 2010 году) до 5% билетов было сдано обратно. Тем не менее, в конце сезона в кассе общины осталось около двадцати миллионов евро прибыли.